^ Наверх

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Версия для слабовидящих

1

1

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. По сложившейся традиции Международная организация потребителей (Consumers international, СI) ежегодно определяет его тематику, чтобы привлечь внимание общественности к той или иной наиболее актуальной проблеме. В этом году Consumers International предложила сосредоточить внимание на правах потребителей в сегменте цифровых финансовых услуг,  и Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом: «Справедливые цифровые финансовые услуги» («FairDigitalFinance»).

Исследования показывают, насколько быстро происходит развитие цифровых финансов. Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг в мире превысит 3,6 миллиарда человек.  Активно включаются  в процесс внедрения новых  финансовых технологий  и отечественные компании.  Согласно данным исследований Boston Consulting Group, проведенных в 2019 году, по итогам  периода 2010–2018 годов в России был выявлен феноменальный, 30-кратный рост числа безналичных карточных транзакций: с 5,8 до 172 в год на человека. Тогда по этому показателю Россия обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же период показали двух- и трехкратный рост.

В 2020 году Россия вошла в топ-5 стран по отказу от наличных, а пандемия COVID-19 еще более  ускорила изменения в индустрии платежей.

В таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества. Как показывает анализ поступающих от потребителей  обращений на нарушения их прав при оказании финансовых услуг,  наиболее актуальными по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:

- на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.);

- на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).

Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугой, в результате чего  доверчивые и пожилые клиенты становятся объектом интереса для мошенников.

Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей.

Позиция Роспотребнадзора однозначна:  развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересов граждан.

 Наиболее актуальным проблемам, имеющимся сегодня на потребительском рынке финансовых услуг,  будут посвящены приуроченные к  Всемирному дню прав потребителей мероприятия, организованные Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области».

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ